Педагогика милосердия:  помощь детям и взрослым с нарушениями здоровья

 Собирая материал для этого повествования, мы с мамой и ее старшей сестрой Тамой (Тамарой Борисовной Дубровиной) стали особенно тщательно вглядываться в черно-белые и цветные фотографии из архивов нашей семьи. Удивительнейшим образом  вдруг открылась абсолютная неслучайность и даже какая-то предопределенность семейного выбора  профессий, связанных с милосердным отношением и  помощью  Человеку.  

  Бережно хранимые красные книжечки  переносят нас в прошлый век, когда в 60-е годы все  три дочери Кудрявцевых Бориса Владимировича и Анастасии Алексеевны - Тамара, Елена и Татьяна -  с отличием  окончили Московский педагогический государственный институт им. В.И. Ленина. Старшая дочь – Дубровина Тамара Борисовна (1932 г.р.)  преподавала  в школе психологию, литературу и русский язык, а позднее была  директором школы в г. Североморске ( по месту военной службы мужа - Дубровина Олега Юрьевича). По возвращении в Москву она   - красавица, жена боевого офицера, Отличник  народного просвещения, работала в Министерстве просвещения СССР, курируя вопросы развития  высшего педагогического образования. Позже, уже будучи отличником просвещения СССР, Тамара пришла в МГЗПИ  на  дефектологический факультет, где долгие годы была любимым методистом и куратором у студентов- логопедов заочной формы обучения. Ее ученики   известны своей образованностью, порядочностью и стойкой жизненной позицией.  Через все годы  Тамара ( по семейному  - Тама)  проносит  эту духовную связь учителя и ученика. Вот и сейчас, в ожидании ее юбилейного 90-летия подготовку празднования начинает большая семья, объединяющая родственников, учеников, друзей.

Средняя дочь Кудрявцевых -  Бузуверова Елена Борисовна (1936 г.р.) – наша Лёлечка -  была прекрасным, чутким педагогом-дошкольником, работала воспитателем в детском саду  Москвы. Позже, уже получив  удостоверение «Отличник народного просвещения», преподавала в педагогическом училище, воспитывая педагогические кадры для работы с детьми с сохранным и нарушенным развитием. Ее профессиональная деятельность была сосредоточена в  Московской области, в г. Истра в связи с местом прохождения военной службы мужа – Бузуверова Игоря Владимировича.

А вот младшая дочь Кудрявцевых – Филичева Татьяна Борисовна (1938 г.р.) в  те годы сразу выбрала  направление, связанное с помощью людям с особыми состояниями здоровья, получив  диплом по специальности «учитель-сурдопедагог, учитель-русского языка и литературы».

Так зародилась педагогическая династия, в которой младшая сестра Татьяна стала  вдохновителем и лидером, определяющим развитие вклада семьи в  специальную педагогику. Сегодня я, ее дочь, уже будучи взрослым и состоявшимся профессионалом в дефектологии, задаюсь вопросом: почему вдруг в семье скромных госслужащих все три дочери пошли в педагогический институт? Как случилось, что возникла династия педагогов, оказывающих специальную психолого-педагогическую  помощь детям и взрослым? Что определило выбор последующих поколений, ставших успешными продолжателями профессиональных и семейных традиций? В ответ Тама, как старший и авторитетный член семьи утверждает: все сестры  сделали свой выбор профессии самостоятельно, без чьих бы то ни было рекомендаций и советов. И мама подтверждает: «Да,  сами выбирали педагогический институт. Да, сами определились, на какой факультет идти. Открылся новый набор на профессию – сурдопедагог, вот я сразу  почувствовала, что мне – туда».  Думаю, что такой выбор был предначертан свыше.  Когда-то фамилии наших предков - Казанских, Зерцаловых и Добромысловых - были хорошо известны в кругах духовенства. Многие женщины в нашем семейном клане  традиционно были женами священников,  сильными и мудрыми матушками, проносящими через все испытания верность, милосердие и стремление к духовному просвещению. Теперь мы уверены,  что наши дорогие прадедушки и прабабушки гордились бы нами.

Возвращаюсь к семейной династии.  Итак, младшая дочь Кудрявцевых. Татьяна Борисовна ( по мужу уже Филичева),  сначала работала воспитателем в детском отделении психиатрической больницы имени Соловьева. Позже, перейдя на должность логопеда  в детском саду, пришла в   сектор логопедии Научно-исследовательского института дефектологии (НИИ Дефектологии – ныне ИКП РАО). Ее сразу взяла «под крыло»  доктор психологических наук, профессор Роза Евгеньевна  Левина, ученица профессора Льва Семеновича Выготского, ставшая на тот момент основательницей новейшего психолого-педагогического подхода к оказанию помощи детям с патологией речи.  Уникальный научный коллектив НИИ Дефектологии АПН СССР  тех лет объединил таких выдающихся ученых как Т.А. Власова, Х.С. Замский, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозова и др.  Именно они определили векторы и тренды развития советских научных школ в области дефектологии на многие годы вперед.  По рассказам мамы в 70-80 годы ее жизнь была обогащена общением и сотрудничеством с известными учеными-исследователями и практиками в области логопедии и смежных наук: Г.И. Жаренковой, Н.А.Никашиной, Г.А.Каше, И.К. Колповской,  Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой,  Н.А. Чевелевой, Г.В Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.. Благодаря помощи и руководству  Розы Евгеньевны Левиной  мама написала свою первую – кандидатскую диссертацию  «Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления» (Москва, 1974). Именно это событие можно считать отправной точкой в начале становления научной школы Татьяны Борисовны Филичевой, принявшей  эстафету бережного и глубокого развития логопедии из рук своего Учителя. В годы работы  в секторе логопедии НИИ дефектологии СССР и позже, на протяжении всех лет жизни, она непрерывно вела не только практическую работу с детьми, но и просветительскую, образовательную и консультативную деятельность с взрослыми:  студентами, слушателями курсов, родителями детей. Благодаря этому отечественная дошкольная логопедия в трудах Филичевой Т.Б. обретает направленность на многостороннее развитие ребенка с недоразвитием речи, а стилистика учебно-методических пособий  тех лет   делает их любимыми и  узнаваемыми в профессиональной  и родительской среде.

  Дальнейшее развитие научной школы Филичевой Т.Б. приходится на периоды ее работы в Московском государственном заочном педагогическом институт, где она прошла  путь от преподавателя до декана дефектологического факультета.  Именно в эти десятилетия  под руководством Филичевой Т.Б.  почти на протяжении тридцати лет успешно и эффективно  происходила подготовка дефектологических кадров для нашей большой страны и ближнего зарубежья. Заочная и вечерняя форма обучения студентов  позволила обучить многие тысячи студентов-дефектологов в разных уголках страны и в республиках, которые позже стали независимыми государствами. В это время  мама с соавторами выпускают множество учебников по логопедии, хрестоматий, пособий и образовательных коррекционных программ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, с общим недоразвитием речи, которые по праву стали классикой отечественной логопедии. По коррекционным программам и методическим пособиям, созданными Филичевой ТБ.  со своими коллегами (Н. С. Жукова,Г.А. Каше, Е.М. Мастюкова,  Г.В. Чиркина, ТВ Туманова и др.), работают логопеды всей страны, успешно реализуя  классические подходы, заложенные еще профессором Р.Е. Левиной.   В 2000 году Филичева Т.Б. защищает докторскую диссертацию «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста». Это научное событие  впоследствии оказало влияние на развитие логопедической помощи детям по всей России.

Научный вклад Филичевой Т.Б. , а позднее и ее дочерей – Тумановой Т.В. и Соболевой А.В. - нашел свое отражение в многочисленных публикациях:  современных статьях, учебниках, пособиях, методических материалах.  Благодаря этому международное профессиональное сообщество знает и ценит наши российские достижения в области детской логопедии.

В настоящее время Т.Б. Филичева является доктором педагогических наук, Почетным профессором кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, членом диссертационного совета при МПГУ . Студенты  разных ВУЗов страны хорошо знают Татьяну Борисовну Филичеву как ведущего логопеда России, а также -  прекрасного преподавателя.

    Активная общественная жизнь Татьяны Борисовны Филичевой хорошо известна и подтверждена государственными  наградами, благодарностями и грамотами.  Татьяна Борисовна является бессменным Президентом Союза дефектологов, членом жюри международного конкурса «Романсиада - Преодоление» для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья , экспертом многих серьезных проектов. Научная и педагогическая деятельность Филичевой Т.Б. на протяжении более, чем шестидесяти лет,  активная жизненная позиция и доброжелательное отношение к людям   заслуженно ставят ее в ряд великих ученых-основоположников отечественной логопедии.

Продолжателями  семейной династии стали мы, две дочери: Анна и Татьяна.

 Моя старшая сестра, Соболева Анна Володаровна,с отличием окончила   МГПИ им. В.И. Ленина (Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина), дефектологический факультет,  специализация "логопедия, учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений". На протяжении многих лет Анна Володаровна эффективно работала учителем-логопедом в дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы.  В 2004 г.   реализовала свой научный потенциал и успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе их взаимодействия с воспитателем".  Анна  является доцентом кафедры логопедии Института детства МПГУ.  Областью ее профессиональных интересов продолжают оставаться проблемы, связанные с воспитанием и обучением детей, имеющих нарушения речевого развития и нарушения зрения. Ее младшая дочь Соболева Вера Олеговна тоже продолжила семейные традиции Она  окончила  МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности «учитель-логопед». В настоящее время успешно  работает  воспитателем в Центре патологии речи и нейрореабилитации (г. Москва) с пациентами, имеющими нарушения речи и коммуникации.

Теперь могу рассказать и про себя.  Я , Туманова Татьяна Володаровна, успешно окончила Московский педагогический колледж №4, по специальности «воспитатель», работала воспитателем в детском доме г. Москвы для умственно отсталых детей. Окончила Московский государственный заочный педагогический институт, дефектологический факультет, специальность «учитель-логопед». Продолжив педагогическую династию, работала педагогом-организатором в школе. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме:   «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» , а в 2005 г.  – защитила докторскую диссертацию:   «Формирование словообразовательной компетенции дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи» . С   2010 г. – профессор кафедры    логопедии  в МПГУ, член редакционной коллегии журналов  «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и  «Logopedia» (Польша),  Член Комитета  по РАС  Международной Ассоциации логопедов и фониатров (IALP).

 Веду активную общественную, профессиональную и публикационную деятельность, имею государственные и иные награды и благодарности.  За последнее десятилетие  работала  в качестве эксперта в проектах, конкурсах  по приглашению Министерства образования и науки, Министерства просвещения. Под моим руководством успешно защищены кандидатские диссертации, сложилась уже и своя научная школа. В последнее время я разрабатываю основы работы дефектолога с паллиативными пациентами.

Мой сын, Туманов Кирилл Игоревич,  также выбрал для себя стезю педагогической помощи детям с нарушениями здоровья.  Думаю, сыграло роль то, что на протяжении всего своего детства он был свидетелем  профессиональной деятельности бабушки, а потом и мамы. Решил попробовать себя в педагогике, и вот уже несколько лет с удовольствием работает с детьми. В 2018 г.  окончил Московский городской педагогический университет, Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского,  по специальности: Коррекционная педагогика в начальном образовании, квалификация учитель начальных классов. Работал тьютором в специальной школе № 1708.  Получил диплом бакалавра в  Институте специального образования и психологии МГПУ по специальности « Дошкольная дефектология». Продолжает работать с детьми, но уже  в школе №109, в отделении для детей,  имеющих онкологические заболевания. С оптимизмом смотрит на педагогические  реалии и перспективы, осваивает 3D-моделирование и учит этому своих учеников.

Вышеизложенные материалы представляют династию семи поколений педагогов, посвятивших свою профессиональную жизнь служению отечественной общей и коррекционной (специальной) педагогике. Жизнь и профессиональная деятельность всех поколений нашей династии связана с Москвой, московскими  событиями.  Мы гордимся тем, что наша семья внесла достойный вклад в развитие лучших педагогических традиций в области оказания помощи детям и взрослым с нарушениями здоровья.

 

 

 

 


Наши спонсоры:

Экологический проект
«Птицы в городе.
Четыре сезона»

Информация о проекте
(нажать здесь)

 

ПРОЕКТ
«МОСКОВСКИЕ ДИНАСТИИ»

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
(нажать здесь)

 

ФОТОКОНКУРС
«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОСКВА,
В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА…»

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
(нажать здесь)

 

Приглашаем к участию в  проекте «Мы - за читающую Россию»

Проект реализуется в рамках направления «Духовность. Культура. Здоровый образ жизни» долгосрочной программы СЖР «РАВЕНСТВО. РАЗВИТИЕ. МИР В ХХI ВЕКЕ» и включает в себя:

1 Социальные практики и инициативы:

«Читающая семья - читающая нация»

«Читающая мама - читающая Россия»

«Семейное чтение»

«Школьная библиотека»

«Сказочный мир» и другие;

2 Акции:

«За красоту родного языка»

«Обнимем ребенка с книгой»

 

 

Приглашаем Вас заглянуть на страничку «Наша работа». 
Будем признательны за Ваше мнение о работе Московского городского Совета женщин. 
Ждём Ваших предложений о сотрудничестве. 
Контактный телефон:
8-495-692-09-60

МГСЖ предоставляет возможность одиноким москвичам выходить на связь по скайпу с родственниками, проживающими в других городах и странах «Интернет — на пользу москвичам».
Вторник с 16.00 до 18.00 час, по адресу:
 ул. Кузнецкий мост, д. 6/3, стр. 3

Члены президиума МГСЖ проводят приём посетителей.
Вторник, среда с 13.00 до 15.00 час., По адресу:
ул. Кузнецкий мост, д. 6/3, стр. 3